Страх перед наступлением нежити начался еще тысячи лет назад. Понятие мертвых людей, выходящих из своих могил насчитывает десятки тысяч лет. Во многих цивилизациях мира существуют суеверия и легенды о нежити, когда древние люди серьезно верили в зомби — оживших мертвецов.
Наши дальние предки разработали изумительные идеи о зомби, принеся концепцию оживших мертвецов. Те легенды, которые когда-то вызывали невероятный страх перед возвращающимися из могил зомби, сегодня приносят нам развлечения в виде книг и фильмов. Так что же такое всемирная история зомби, и как эти мифические существа пришли в современную культуру?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗОМБИ.
История зомби восходит ко многим мировым культура. Можно сказать, что явление всеобщее достояние. Слово «зомби», скорее всего, происходит от слова «nzambi» западноафриканского «Кимбунду», названия змеиного бога или любого божественного духа.
Позднее термин стал означать «реанимированный/восставший труп», вновь появляясь в мире живых в лучших традициях Вуду с помощью магических практик. В гаитянском фольклоре, зомби — это мертвое тело, которое было реанимировано черной магией и волшебным зельем сильного колдуна.
Слово впервые вошло в английский язык в 1819 году, когда поэт Роберт Сути написал «Историю Бразилии». Более века спустя Сибрук написал роман, введший зомби в Америку «Волшебный остров», который был посвящен культам гаитянского Вуду и их зомби-существам. Первый фильм ужасов о восставшем мертвеце вышел три года спустя, в 1932 году, показав людям лицо мифического существа из древних легенд.
ЗОМБИ В КАМЕННОМ ВЕКЕ.
История зомби может обращаться к каменному веку или уходить еще глубже в эпохи. Некоторые ученые полагают, что страх перед вылезшими из могилы трупами, возможно, привел к эволюции надгробия.
Люди размещали пирамиды или груды камней над захороненным телом, чтобы убедиться, что умерший не сможет выкарабкаться. В статье «Удивительная история надгробий» Матлак объясняет, что использование надгробий заключалось в том, чтобы удержать мертвых в своих могилах:
- В каменный век, когда люди были кочевыми племенами, над могилой помещали большой валун или много камней. Эти камни назывались надгробиями, целью которых было предотвращение выхода покойного после смерти. И этот древний страх все еще распространен в современном обществе.
В Сирии археологи обнаружили черепа в районе, который они датировали в 10 000 лет. Кто-то специально удалил голову от тел, оставив странную тайну захоронений.
По-видимому, этот ритуал был традицией в течение некоторого времени в регионе Европы / Ближнего Востока, поскольку археологи нашли другие области, подобные этому захоронению. Хуан Хосе Ибаньес из Национального исследовательского совета Испании в Барселоне говорит: «находка может предполагать, что культуры каменного века опасались мертвых, представляющих угрозу миру живых.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЗОМБИ.
В 1980-х годах археологи обнаружили могилы в некрополе Сицилии, заселенный греками около 800 г. до н, эры. В некоторых гробницах тела были придавлены валунами и другими тяжелыми предметами.
Эксперты полагают, что могилы, возможно, принадлежали людям, которые, по мнению греков, могли подняться из своих могил. Чтобы предотвратить появление нежити, древние греки сжигали, расчленяли, либо удерживали мертвого камнями в могиле.
Доктор Кэрри Л. Сулоски Уивер, археолог и многолетний исследователь некрополя Пасси-Маринаро на Сицилии объясняет: в древнем мире мифических монстров опасаются, поскольку считается, что они покидают свои могилы ночью с целью причинить вред живым. Поэтому их закапывали исключительно глубоко, либо надежно придавливали тела камнями.
Гробница No 653 в некрополе Пасса Маринаро Камарины содержит взрослого человека, чья голова и ноги полностью придавлены крупными осколками амфоры (керамического сосуда). Предположительно, это предназначено привязать человека к могиле и не дать ему подняться.
- история увлекательного прошлого Тайны и сокровища пиратов.
Древние греки считали, что некоторые люди особенно склонны возвращаться в качестве зомби: самоубийцы, жертвы убийств и незаконные дети. Кроме того, дети, родившиеся в несчастливый день или с врожденными дефектами, и люди, которые умерли от утопления, чумы или проклятия, могут подняться из могилы жуткими гниющими телами.
Начиная с находки в 1980-х годах, археологи обнаружили много могил с потенциальными жертвами зомбизма, в том числе на Кипре. Умерших захоронили между 4500 и 3800 годами до нашей эры и «прикололи» в своих могилах к земле.
НЕЖИТЬ — ВОССТАВШИЕ ИЗ МОГИЛЫ.
В норвежской мифологии описывается драугр, и мифическое существо является мстителем нежитью. Слово draugr характеризует восставшего мертвеца, которые живут в гробницах, но могут выбираться на поверхность, чтобы посетить живых и найти жертву.
Драугры, как правило, очень большие и опухшие, уродливые и черные мертвецы. Если восставший мертвец укусил живого, то укушенный человек становился драугром — так сказать обращался в зомби. Норвежский монстр убивает своих жертв, сокрушая и съедая их живыми.
Однако, в отличие от современного зомби, драугр владеет рядом сверхъестественных магических способностей. Это неживое существо умеет изменить форму, а также способно захватить сознание человека.
Китайский «оживший труп», сочетает в себе классические атрибуты зомби и вампира. Цзян Ши часто являются людьми, которые были жертвами самоубийств или убийства. Они могут выглядеть более или менее сносно, если недавно умерли, хотя их тела покрыты могильной плесенью и разлагающейся плотью. Причем китайский зомби движется крупными прыжками, преследуя свою жертву.
АФРИКА И ГАИТИ — ИСТОРИЯ ЗОМБИ.
История зомби в Гаити имеет африканское происхождение, и как уже отмечалось, слово «зомби» восходит к Западной Африке, равно как и религия Вуду. Однако у западноафриканского зомби не было тела; существо было бесформенным. Правда в некоторых южноафриканских странах верили в зомби с физическими телами.
В этих странах колдуны и ведьмы могли превратить любого в зомби. С помощью заклинаний черной магии они могли убить человека, а затем реанимировать тело, чтобы использовать зомбированного в личных интересах.
Идеи о зомби и практика Вуду мигрировали по всему миру посредством работорговли. Французы правили Гаити с 1625 по 1804 год, и основали сахарные плантации. Они импортировали рабов из Африки, для тяжелого труда на плантациях, а рабы принесли с собой интересный фольклор и убеждения.
Как хорошо известно, гаитяне практикуют Вуду, и в общем то учение несет оздоровительные цели. Последователи религии считают, что все смертельные случаи, классифицируемые как естественные (старость или болезнь), и неестественные, как убийство освобождают душу из тела.Однако духи людей, которые погибают от неестественных причин, склонны задерживаться возле своей могилы. Они вынуждены ожидать одобрения богов, прежде чем смогут присоединиться к предкам в загробной жизни. В таком состоянии души умерших чрезвычайно уязвимы для похищения мощным бокором-колдуном. С помощью магии он может заключить душу в банку и использовать ее для контроля над телом.
Интересно, что гаитяне находят бокора гораздо более страшным, чем зомби, потому что зомби полностью подчиняется воле колдуна и управляется его магический силой. Некоторые бокоры доброжелательны и используют зомби, чтобы помочь им создать целебную магию. Однако злой бокор может убить кого-то, чтобы связать человека как зомби, — и гаитяне считают, что перспектива такого рабства ужасает.
ВЛИЯНИЕ ЗОМБИ В КУЛЬТУРЕ.
История зомби очень длинная легенда, давшая вдохновение множеству идей в культуре. Одной из первых, вымышленных (или нет) историй о нежити были Филиннион и Махатес, написанные Флегоном Траллесом, греческим автором олимпиад.
В рассказе сообщается о молодой женщине Филиннион, которая умирает, но возвращается к жизни и приходит в дом своих родителей. Девушка даже вступает в отношения с Махатцем в течение нескольких ночей. Она объясняет, что боги подземного мира одобрили ее воскрешение, хотя затем она внезапно снова умирает.
Возможно, самым известным зомби всех времен является монстр доктора Франкенштейна, главный герой в романе Мэри Шелли 1818 года. Франкенштейн реанимировал своего монстра молнией, и у существа было много особенностей современного зомби. Однако Шелли наделила персонаж человеческими эмоциями, к примеру яростью, когда монстр столкнулся с отказом.
Как уже отмечалось, первым фильмом о зомби была картина Виктора Гальперина, где женщину на Гаити, злобный священник-вуду превращает в зомби. Колдун использует волшебное зелье, которое «убивает» ее, а затем позволяет ей снова жить, но уже в роли зомбированной.
Джордж Ромеро создал «Ночь живых мертвецов» в 1968 году, признаваемый одним из самых влиятельных фильмов ужасов. Автор, возможно, представил теорию «зомби-апокалипсиса» и изобразил мифическое существо как агрессивных хищников, а не как бездумных рабов для личных целей.
Вообще, у современного зомби меньше характеристик гаитянских зомби, рождение которых имеет сверхъестественные корни. Черная магия, волшебные зелья — и человек контролируются колдуном.
Однако большинство современных зомби имеют биологическую основу. Они являются результатом заразительного вируса, который атакует и убивает сознание человека. Биологическое оружие превращает людей в мерзкое существо, пожирающее плоть живых людей. Весь сценарий опасного будущего «апокалипсис зомби» основан на этой предпосылке, исходящей из недр военных лабораторий.
В каменный век до бурного развития информационной эпохи люди долгое время были озабочены страхом перед нежитью. История зомби — явление всемирное, идущее сквозь все времена и географические границы. Мифическое существо с легкостью нашло себе путь вплоть до нашего времени, когда мы уже начали терять грань между мифологией и реальностью страшась наступления зомби апокалипсиса.