26.02.2018     0
 

Мифология античного мира о возникновении жизни и Вселенной.


Фантастические и полуфантастические повествования предшествуют современной истории. По-гречески «historia» — это расспросы, исследования, разведка, рассказы о событиях, последующие пересказы и в современном понимании летопись прошлых событий. Зачастую легенды из мира прошлого представляют не только мифических существ — боги и демоны, ангелы и земные существа, но также открывают представления наших предков о создании и развитии вселенной.

Фаэтон, мифические персонажи Греции

Фаэтон, мифические персонажи Греции /клик по снимку ведет на страницу сказки о Фаэтоне/

Фантастические повествования о формировании мира, появлении богов и возникновении людей на земле, о предтечах культуры — навыки применения и добывания огня, о взаимоотношениях людей и животных, о всяческих чудесах.

Записи обо всем «сверхъестественном» — это и есть мифы, которые в своей совокупности и комплексности составляют мифологию. Когда речь идет о первоначальном, донаучном миропонимании далеких предков сегодняшнего человечества, то это миропонимание можно назвать «мифологическим».

Между поэтическим и мифологическим мировосприятием много общего, где характерны метафоры. Однако, если в поэзии метафора является проявлением образного мышления, сближением явлений по каким-то общим признаками, то в мифологии похожие явления не сближаются, а отождествляются. Например, среди ночи на безоблачном небе четко вырисовывается Молочный, или Млечный, путь. Уже в самих названиях данных людьми проявляется метафора.

Гномы, мифические существа нашего мира

Гномы, мифические существа нашего мира/клик по снимку ведет на страницу о гномах/

Древнегреческий миф объясняет суть: когда у Алкмены, женщины тиринфского властелина Амфитриона, родились близнецы — Ификл от амфитриона и Геракл от самого Зевса — героя, божественная жена Зевса хотела накормить грудью детей Алкмены, но, узнав об измене мужа, оторвала маленького Геракла от груди и ее молоко потекло небом с Олимпа на землю. Это было возникновение Молочного пути (по-гречески галаксиас, а отсюда и название Галактика). Но как же здорово это звучит, не так ли?

Если радугу можно сравнить с мостом, соединяющим небо и землю, то в мифе она становится мостом. Если ее сравнивают со змеем, то в мифе она — настоящий змей. У древних греков радуга, соединяющая небо (страну богов) с землей (страной людей), — была вестницей богов Иридой.

Морские волны не просто уподобляются живым существам, а становятся морскими божествами — нереидами, дочерями одного из богов моря — Нерея, или океанидами, дочерями другого морского бога — Океана (по представлению древних греков, Океан — это большая река, которая обтекает всю землю и всю сушу).

КАК ПОЯВИЛАСЬ ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ.

Птицы вылупляются из яиц… У античных людей появляется теория: всё живое — из яйца. Пожалуй, и вся вселенная могла появиться из начального яйца? Во многих космогонических мифах именно так рассказывается о начале возникновения мира. У сторонников религии Орфея (орфиков) существовал миф о рождении из мирового яйца, плавающего в море создателя мира Фанеса, который сиял, как солнце.

Надо заметить, что все известные нам этносы имели мифы о начале мира, возникновении и рождении. К счастью далеко не все мифы говорят о возможном конце света, о какой-то конечной катастрофе. Однако многие мифы у древних германцев, ацтеков, индийцев, сообщают о некоем дне, хорошо знакомом нам по христианской религии — Суд Белого Престола. У древних греков и римлян таких мифов не было, хотя существовали мифы о мировых катастрофах («катаклизм», или «всемирный потоп»).

В большинстве космогонических мифов о возникновении мира — этот процесс представляется в следующем порядке: сначала был «Хаос» (мировая бездна), где не было ни одного строя, но впоследствии образовались небо и земля. Затем появилось Солнце («свет»), месяц и звезды, после них — растения и животные, наконец первые люди и все, что они создали, их материальная культура. В греческой мифологии космогония связывается с теогонией, с мифом о рождении или происхождении богов и других сверхъестественных существ.

Так, в древнейшем мифологическом произведении «Теогонии» Гесиода, рассказывается о том, что прежде всего возник Хаос (противоположное Миропорядку, то есть Космосу), который, не имея определенной формы, принимал свойства живого существа. Одновременно с ним возникла Гея как олицетворение земли, богиня-Земля, фундамент будущего космоса, а внутри Геи образуется пустота предвечного морока — Тартар.

Вместе с ними появляется Эрос, «прекраснейший из бессмертных богов, который освобождает от грусти всех богов и всех людей», а кроме того, «порождает в груди и ум, и здравомыслящий совет». Его появление необходимо для преобразования предвечного Хаоса в Космос, мировой порядок, для введения гармонии в еще беспорядочном мире. Эрос разделяет стихии на мужские и женские, зажигает их любовью друг к другу. Возникает любовь как залог жизненного творчества мировых стихий.

Первоначальный Хаос дает начало Эребу и Никте (олицетворение ночи, богиня ночи). Эреб и Никта — стихии тьмы, которые возникли до появления Света, должны отступить перед ним. От брака Эреба и Никты рождаются Эфир (по-гречески Айтер, чистый верхний воздух, который поднимается над Аэром, туманным нижним воздухом, смешанным с испарениями воды и земли), и Гемера (олицетворение дня, дневного света). Мощная Гея родила Урана (Уранос — по-гречески небо, а в мифе — Бог неба), который стал ее мужем.

Кто такой Бука - мифический обитатель болот

Кто такой Бука — мифический обитатель болот /клик по снимку ведет на страницу о Буке/

Следует отметить, что в результате антропоморфического восприятия явлений природы в мифотворческую эпоху развития человечества их представляли, как живых существ, способных давать потомство, и в то же время как собственно природные явления без качеств живых существ.

Взяв это во внимание, можно понять, почему, согласно Гесиоду, Гея рождает «высокие горы» и «бесплодное море» Понт. Их она родила «без желаемой любви». А потом от Урана у Геи появляется Океан. От Геи и Урана родились также титаны — старшее поколение богов, шесть братьев и шесть сестер (упомянутый Океан, а также Кронос, Кей, Крой, Япет, Гиперион, Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Феба, Тефида).

Кроме титанов, они дали жизнь циклопам (Арг, Бронт, Стероп), кузнецам, которые выковали для Зевса «громы и молнии», и сторуким великанам гекатонхейрам. Отец Уран не был удовлетворен рождением таких детей, как гекатонхейры, которые своей неизмеримой силой угрожали лишить его власти над миром.

В «Мифологической библиотеке» Аполлодора: «Уран первый начал властвовать над всем миром» и как тюрьму для детей использовал лоно своей жены Геи — темное подземелье Тартары. Гея страдала от этого и, опасаясь рождения еще больших чудовищ от своего мужа, задумала лишить его верховной власти и исключить из дальнейшего продолжения своего рода.

Она вооружила своего синатитана Кроноса железным серпом, чтобы тот оскопил отца. Даже в этом проявляется двойственная натура старого божества: с одной стороны, это обожествляемое небо, а с другой — это вполне антропоморфная фигура.

От отрубленной части Уранового тела всколыхнулось море, родились эринии — богини, которые наказывают убийц, великаны со змеями вместо ног — гиганты и «мелийские» (Мелиа — по-гречески ясень) нимфы, а из пены, образовавшейся в море у побережья острова Кипр, вышла прекрасная богиня Афродита (Киприда).

Никто сегодня не возражает по поводу сходства мифических сюжетов античного мира с мифическими сюжетами других эпох и других народов. Однако известные нам еще с детских лет истории древних греков и римлян значительно отличаются от мифологии аборигенов Австралии, племен Новой Гвинеи, зулусов Южной Африки, индейцев Бразилия и Британской Колумбии, инуитов Гренландии и маорийцев Новой Зеландии. Разница между древнегреческими и римскими мифами и легендами названых племен, очевидно, объясняется не только географическим фактором, но чем-то еще очень важным, что мы пока не можем выявить для точного понимания.


Другие новости из Сети;

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

новости от партнеров;